Дмитрий Назаров дал интервью Российской газете о распространении цифровых технологий

Дмитрий Назаров, заведующий кафедрой бизнес-информатики УрГЭУ, доцент, доктор экономических наук:

- Приходится признать, что компьютерная грамотность сегодня оставляет желать лучшего. В 90-е годы, если человек умел включать компьютер и набирать текст в Word, он уже считался "оператором ЭВМ". Позже, если пользователь справлялся с дискетой и сетевой папкой, в бюджетных организациях он получал должность программиста. Да и сейчас рост IT-компетенций незначителен. Многие умеют работать в офисных пакетах на уровне новичка, но для цифровизации этого недостаточно. Та же самая электронная таблица Exсel, к примеру, может буквально все, в том числе подключаться и обрабатывать данные на удаленном сервере. Просто об этом знают только узкие специалисты.

Онлайн-сервисы для большинства молодежи стали настоящим спасением. Непонятно, почему не все могут ими пользоваться. Например, в машине сломался дворник. Не всегда необходимо звонить в сервис- прос­то загуглите, как его починить, и вы легко справитесь сами.

Голосовые помощники действительно пока не очень умные, и надо обладать особой выдержкой, дожидаясь, когда тебя соединят с живым оператором. Помните, что любой робот запрограммирован на множество вопросов и вариантов ответов к ним по алгоритму "дерево принятия решений", но они постоянно совершенствуются.

Возвращаясь к онлайн-сервисам - личный пример. Мой отпуск в Крыму завершался субботним вылетом в Екатеринбург, где в понедельник меня ждал зарубежный рейс, а еще предстояло оформить международные права. Будучи в Крыму, я записался через портал госуслуг на получение удостоверения в Екатеринбурге. Все оформил и даже заплатил на сайте госпошлину. В субботу пришел в назначенное время и уже через 15 минут был с правами.

Кстати, у многих современных цифровых сервисов все чаще возникает проблема "темных паттернов". Это пользовательский интерфейс, разработанный для обмана пользователей. Подписаться на такой сервис легко, в один клик, даже случайно (и затем он автоматически списывает деньги за услуги), а вот отписаться чрезвычайно сложно. Или путаница на сайте и в приложении известного банка: пользователь думает, что выбирает услугу по одной цене, а на самом деле подписывается на самую дорогую. Пока такое "лукавство" ненаказуемо, но меры обязательно надо принимать.

Вместе с тем альтернативы "цифре" нет. Это действительно новый этап развития экономики и общества, однако сегодня, учитывая "цифровое неравенство", нужно обязательно сохранять традиционные каналы общения: телефонный звонок оператору, а не роботу, личный прием. И, конечно, повышать уровень цифровизации и грамотности. Я твердо уверен: со временем вся наша жизнь будет сконцентрирована в гаджетах, это неизбежно.

 


Объявления